Игра китайские шахматы.  Китайские правила Сянци

Сянчи: китайские шахматы

материал перепечатан с сайта www.narod.ru

Относительно времени возникновения китайских шахмат существуют разные точки зрения. В основном они сводятся к двум вариантам: китайские шахматы возникли независимо от других задолго до новой эры; китайские шахматы возникли в VI-VIII веке новой эры из шахмат индийской (западной) группы. В настоящее время большинство исследователей склоняется ко второй теории. Но и до проникновения шахмат из Индии или другой западной (по отношению к Китаю) страны у китайцев уже существовали национальные игры шахматного типа с фигурами, носившими названия небесных светил (небесные или астрономические шахматы). И хотя нынешние китайские шахматы в основном обязаны своему рождению шахматам индийского происхождения, но все же на них оказали влияние и древнекитайские шахматы, поэтому сянци — это гибрид обоих направлений, и первая теория до некоторой степени тоже верна. Возможно, что в сянци играет больше людей, чем в любую другую разновидность шахмат — ведь число играющих в сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек. Число регулярно играющих превышает 100 миллионов человек. В настоящее время сянци обрели второе дыхание и выходят на международную арену. С 1980 года один раз в 2 года проводится розыгрыш кубка Азии по сянци.

Как можно поиграть в эту игру:

Перейдем теперь к описанию правил игры. Если дать игре чисто словесное краткое описание, то может показаться, что китайские и международные шахматы очень похожи. Действительно, и в тех и в других количество квадратов доски и число фигур одинаковы — 64 квадрата, у каждого игрока по 16 фигур. "Съеденные" фигуры обратно на доску не возвращаются, "повышение в чине" получает только пешка — все это сближает сянци и международные шахматы. Но на самом деле различий между сянци и шахматами едва ли не больше, чем сходства. Взглянем на начальное расположение фигур, показанное на рисунке. Сразу же бросаются в глаза две особенности.

Первая — фигуры стоят не внутри квадратов, а на точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Именно эти точки и являются полями доски, как в го или рэндзю. Число полей китайской шахматной доски составляет 90, что почти в полтора раза превышает число полей на обычной доске.
Вторая особенность — сложность китайской доски. Она напоминает карту. Посредине мы видим полосу, на которой прерываются вертикали. Эта полоса называется пограничной или небесной рекой, но чаще — просто рекой. Китайцы называют Млечный Путь Небесной Рекой, и очень возможно, что река на китайской шахматной доске — это часть наследства от древне-китайских астрономических шахмат. У крайних горизонталей мы видим два больших квадрата с прочерченными диагоналями. Это дворцы. Каждый дворец состоит из 9 полей или четырех малых квадратов. Дворцы иногда называют крепостями или штабами. О назначении реки и дворцов будет рассказано ниже.
Фигуры в сянци — плоские круглые шашки, на которых написаны иероглифами названия фигур. Цвета фигур — красный и черный. Точнее, это не цвета самих фигур, а иероглифов на них.
Ходы в сянци совершаются по очереди красными и черными, по одному ходу за раз. Ходить можно либо на свободное поле, либо на поле, занятое чужой фигурой. В последнем случае эта фигура бьется — снимается с доски и больше в игре не участвует. Выигрыш в сянци возможен матом, патом и при нарушении противником правил.
При выборе символов для фигур взамен иероглифических обозначений будем исходить из тех же принципов, что и для сеги, т.е. если есть аналоги в шахматах, то берется обычный символ, в противном случае будут вводиться новые обозначения, по возможности простые и логичные. Для обозначения полей доски мы будем применять европейскую нотацию, т.к. китайская нотация слишком непривычна для нас. Китайцы обозначают вертикали цифрами, причем для каждого игрока свой отсчет — справа, а положение фигуры на указываемой вертикали описывается словами.
В настоящее время принято начинать игру красными. Ниже дается описание фигур.

Король
Собственно говоря, эта фигура переводится с китайского как полководец. Назвав так главную фигуру, китайцы устранили недопустимую для них ситуацию — наличие двух монархов на доске, что рассматривалось как скрытый призыв к бунту против единственного законного монарха. У китайцев красный и черный короли обозначаются разними иероглифами, которые произносятся по разному: у красных — щуай, у черных — Цзян. Король ходит только в пределах дворца на соседнее поле по вертикали и горизонтали. В сянци существует очень важное правило открытой вертикали, превращающее короля в атакующую фигуру, хотя он и узник дворца: оба короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между королями нет других фигур. Мы будем это правило также называть правилом оппозиции (ради краткости). Оно позволяет в эндшпиле оттеснять вражеского короля на боковую сторону дворца, где он легко матуется или патуется, или же создавать связки на любой стадии игры. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян — на поле е10. Мы будем применять для короля обычное сокращенное обозначение — Кр.

Телохранитель
У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур — защищать короля, ведь кружок — это круглый щит. Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото — родственники, поскольку второй произошел от первого. Китайцы называют телохранителя "ши", это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске. Сокращенно мы будем обозначать телохранителя Т. Иногда предлагают называть эту фигуру ферзем и обозначать Ф, но очень уж сильно он отличается от привычного нам ферзя, и потому мы этот вариант отбрасываем.

Слон
Красные слоны стоят на с1 и g1, черные — на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) — сян. Значения обоих иероглифов частично совпадают: иероглиф для черного слона означает слон. А также и фигура, а иероглиф для слона красного — только фигура. Иероглиф, изображающий черного слона, стоит на первом месте в названии китайских шахмат — сянци, а второй иероглиф в этом слове означает "игра". Поэтому сянци переводится либо как игра слонов, либо как игра фигур. Иногда дается и такое толкование — игра фигурами из слоновой кости.
Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно. Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут. Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа. Кстати, то же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого). Хотя слон и имеет аналога в международных шахматах, но уж очень сильно различие между ними, и поэтому лучше изображать его не по "европейски". Сокращенно мы будем его обозначать точно так же, как европейского или международного шахматного слона, т.е. С.

Конь
В сянци кони — почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах, они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как "наши" кони. Китайский конь может ходить в любую сторону и по всей доске, но как и слон, он не может перепрыгивать через фигуры. Уточним, по какой траектории ходит конь в сянци, чтобы понять, когда он может быть блокирован.
Конечные точки траектории хода коня в европейских и китайских шахматах одинаковы, но в сянци конь не ходит буквой Г, ход китайского коня состоит из двух шагов: первый — на соседнее поле по горизонтали или вертикали (как король) и второй — по диагонали на соседнее поле (как телохранитель). Любая фигура, стоящая в точке излома траектории хода коня (т.е. на стыке обоих шагов), блокирует коня, или как говорят китайцы, связывает коню ноги. Для пояснения возьмем начальную позицию. Конь на h1 может пойти на g3 и i3, но не может сделать ход на f2, т.к. его блокирует слон на g1. Ввиду почти полной идентичности китайского и европейского шахматных коней мы сохраняем для коня в сянци обычное изображение на диаграммах и обычное сокращение в записях партий и позиций (К). Китайцы называют шахматного коня "ма", что и означает конь или лошадь.

Ладья
Единственная фигура в сянци, которая без всяких исключений ходит так, как мы привыкли, это ладья. Естественно, что и символ на диаграмме и сокращенное обозначение для нее мы берем из международных шахмат, а именно рисунок крепостной башни и букву Л. Китайцы называют ладью "цзюй", что значит колесница, а иногда и попроще — "че" — повозка или телега.

Пешка
В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в "наших" и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле. Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка — бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать. Обозначать пешку на диаграмме мы будем обычным символом, а сокращенно будем ее обозначать буквой "п", т.е. тоже как обычно. Однако мы будем применять и другое распространенное правило: при обозначении ходов пешки букву "п" можно опускать.

Пушка
Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци — пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные "артиллерийские" позиции сторон таковы: красные пушки — b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно — лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.
Пушка — единственная фигура в сянци, которая может прыгать, правда, только при ударном ходе, а также единственная фигура, которая бьет не так, как ходит. Для символа пушки на диаграммах мы выбрали изображение пушечного ствола, точно такое же, как в знаках различия на форме артиллеристов. Сокращенно мы будем изображать пушку буквой П (не путать с "п" — сокращением для пешки!). Любая пушка может первым ходом в партии бить коня, но обычно этого не делают, поскольку пушка тут же бьется ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня. Китайское название пушки — пао (артиллерийское орудие).

Перейдем теперь к описанию некоторых общих правил сянци. Пат в сянци — не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд эндшпилей в сянци построен, как мы увидим ниже, на выигрыше патом.
В сянци существует целый ряд запретов. Об одном мы уже знаем — это запрет на оппозицию (правило открытой вертикали). Перейдем теперь к другим запретам.
Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, она заинтересована в повторении, поскольку четвертое повторение принесет ей победу. Здесь — полная аналогия с сеги. Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.
Переходим к последнему запрету. Он касается вечной угрозы любой фигуре, кроме короля. Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в КНР в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами КНР (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Китай прочно утвердился на пьедестале не только в производстве товаров любого самого разного профиля, но и закрепился в числе лидеров на международной спортивной арене. И шахматы, не исключение.

Интересный факт, что в Китае до 1956 года шахматы не были спортивной дисциплиной. А первый, официальный шахматный турнир состоялся в том же году в Пекине, и собрал всего 6 (!) игроков. Годом спустя участников стало 22 из 10 провинций. В это время шахматный мир разыгрывал очередное звание сильнейшего шахматиста планеты между Михаилом Ботвинником и Василием Смысловым. Как же так получилось, что Китай был отрезан от всего мира и шахматы мягко говоря были не популярны? Все довольно просто. В Китае были популярны другие виды шахмат, называемые Сянци и Го. Шахматная ассоциация была создана как второстепенный филиал в Китайской ассоциации Сянци (Xianqqi), и стала независимой чуть более 30ти лет назад в 1986 году. Шахматы были запрещены в течении первых восьми лет Культурной революции (1966-1976), и впервые Китай выступил на международной арене лишь в 1976 году. До введения запрета на игру в шахматы, китайская сборная сыграла 4 матча со сборной советского союза, но не оказала серьезного сопротивления советской шахматной державе, уступив во всех поединках. Дело сдвинулось с мертвой точки, и классические шахматы начали с каждым годом завоевывать место под солнцем. Первый международный турнир состоялся в 1980 году. Шахматы стали поддерживаться Национальным комитетом по спорту который начал финансировать древнюю игру. Стали появляться спонсоры и меценаты, которые вкладывали большие средства в популяризацию и развитие шахматной школы в Китае.

Когда мы говорим о шахматной школе в Китае, нельзя не упомянуть Лю Вэнзе(Liu Wenzhe), которого считают основателем современной китайской школы шахмат. Он выиграл национальный чемпионат в 1980 и 1982 годах и был назначен на должность главного национального тренера в 1986 году. Под его опекой команда женской китайской сборной выиграла золото на шахматной Олимпиаде 1998 и повторила успех в 2000 и 2002 годах. Лю был первым международным мастером по шахматам, и первым, кто обыграл западного гроссмейстера. В блестящем атакующем стиле разгромил одного из сильнейших шахматистов того времени, голландского гроссмейстера Яна Хейна Доннера. Партия завершилась в 20 ходов красивой жертвой ферзя.

Лю Вэнзе (2200) — GM Ян Хейн Доннер (2490)

Буэнос-Айрес, 1978

1.e4 d6 2. d4 Nf6 3. Nc3 g6 4. Be2 Bg7 5. g4 h6 6. h3 c5 7. d5 OO 8. h4 e6

9. g5 hxg5 10. hxg5 Ne8 11. Qd3 exd5 12. Nxd5 Nc6 13. Qg3 Be6 14. Qh4 f5 15. Qh7 + Kf7

Ход белых.

16. Qxg6!! + Kxg6 17. Bh5 + Kh7 18. Bf7 + Bh6 19. g6 + Kg7 20. Bxh6 + 1-0

Так же Лю Вэнзе (Liu Wenzhe) написал книгу «Китайская шахматная школа» (Chinese School of Chess) в которой поделился с читателями своим мнением о подъеме популярности шахмат в своей стране. Эта книга совсем не похожа на большинство шахматных книг. И стиль изложения, и материал необычны. Вензе пытается показать разницу китайского мышления с западным мышления, используя шахматы в качестве фона. Особенно интересна глава «Происхождение и природа шахмат». ». Вензе связывает шахматы (и другие настольные игры) с Книгой Перемен (I Цзин), полагая, что эти игры являются проявлениями китайского взгляда на вселенную. Много в ней и китайской философии. Книга до сих пор популярна в Китае.

В настоящее время в Китае шахматы вышли на первое место по популярности, обогнав Го и Санци. А 10 лучших китайских шахматистов, входят в 100 лучших шахматистов мира по рейтингу ФИДЕ. Кружок шахмат есть во многих детских садах, а в образовательных школах шахматы включены как обязательный урок.

Тренер по шахматам,

Мастер ФИДЕ Андрей Черенков

Игра в Мерцающие Шахматы ведётся на ортодоксальной шахматной доске
Игра ведётся ортодоксальным набором шахматных фигур:
две ладьи, два коня, два слона, один король, один ферзь и восемь пешек у белых
две ладьи, два коня, два слона, один король, один ферзь и восемь пешек у черных
Первоначальная расстановка фигур такая же, как в ортодоксальных шахматах
Опишем эту расстановку слева –направо:
ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья у белых на первой горизонтали;
ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья у чёрных на восьмой горизонтали.
Пешки занимают у белых вторую горизонталь, у черных седьмую горизонталь.
Фигуры в мерцающих шахматах ходят и бьют так же как в ортодоксальных шахматах.
Взятие в мерцающих шахматах: бьющая фигура ставится на место забираемой фигуры, а побитая фигура снимается с доски и более в данной партии участия не принимает.
Ладья: ходит и бьёт по вертикали или горизонтали на любое число доступных полей не перепрыгивая через другие фигуры.
Слон ходит и бьёт по диагонали на любое число доступных полей не перепрыгивая через другие фигуры.
Конь ходит и бьёт на ближайшее поле недоступное ладье и слону из исходного. Конь – единственная фигура имеющая право перепрыгивать через свои и чужие фигуры.
Ферзь ходит и бьёт так же как ладья и так же как слон не перепрыгивая через другие фигуры.
Король: ходит и бьёт также как слон и так же как ладья но только на одно ближайшее поле.
Пешка: ходит как ладья, только вперёд на одно поле, бьёт как слон только вперёд на одно поле.
Первым ходом пешка может совершить двойной ход. Если она пересекает поле, битое пешкой партнёра, то последний может взять пешку «на проходе» побив её своей пешкой на битое поле.
Пешка достигнув восьмой (для белых) или первой (для чёрных) горизонтали превращается в одну из четырёх своих фигур – ферзя, ладью, слона или коня – по желанию играющего. Ход пешки и превращение её считается одним ходом.
Рокировка совершается в мерцающих шахматах по тем же правилам, что и в ортодоксальных шахматах.
Рокировка – ход короля на два поля в сторону своей ладьи по горизонтали, дополненный перемещением ладьи на соседнее с ним – только что пересеченное королем поле.
Рокировка невозможна если:
Король и ладья с которой он рокирует уже совершали ходы,
Король пересекает поле находящееся под боем фигуры партнёра
Король находится под шахом
(Примечание: парадоксальная ситуация о рокировке короля с ладьёй возникшей в результате превращения пешки на е8 или е1 предотвращается требованием рокировки движением короля по горизонтали)
Игра в Мерцающих шахматах ведётся сериями ходов, совершаемыми сторонами поочерёдно.
В каждой серии белые или чёрные имеют право совершить один ход одной своей фигурой.
В случае рокировки и король и ладья считаются уже сделавшими свой единственный ход.
Король под шах не ходит
Является дискуссионным момент о праве короля в серии совершить ход под шах, от которого далее в серии он избавляется. Опираясь на правило «взятия на проходе» я полагаю правильным запретить такое движение, так как король может быть взят «на проходе» и таким образом правило говорит: сам король под шах не ходит. Но ряд моих партнёров нашли весьма важным усилением игры как раз правило для короля возможность иногда ходить под бой – но это уже другая разновидность игры. В «классической базовой версии» под шах королём двигаться во время серии нельзя.
Ситуация нескольких шахов.
В своей серии каждая сторона может объявить королю партнёра столько шахов, сколько сочтёт необходимым. В своей ответной серии атакованный король должен быть избавлен ото всех угроз.
Ситуация вскрытого шаха
В Мерцающих шахматах атакующая короля фигура не берёт короля а только может переместиться по линии своего действия на любое поле, доступное ей из исходного, в том числе и сняв атаку с короля.
Пример:
Белые: Сb2, Л b1 Чёрные: Кр b8 .
С с3+, Лb2 (или Лb3, или Лb4, или Лb5,или Лb6, или Лb7, но не Л:b8) или Лa1, или Лc1, или Лd1, или Лe1, или Лf1, или Лg1, или Лh1
Все пешки имеющие право взятия на проходе могут это сделать в своей серии
Все пешки встающие на поля превращений превращаются в фигуры по выбору играющего, то есть возможны одновременные превращения нескольких пешек в разные фигуры.
Матом считается позиция в которой матуемой стороне в своей серии не удается избавиться от всех угроз королю даже сделав все возможные ходы в своей серии.
В отличие от ортодоксальных шахмат даже опытные игроки порой пропускают неочевидные способы спасения короля, поэтому финальная позиция должна тщательно изучаться партнёрами.
Если фигура в исходной позиции не имела ходов, а после совершения ходов другими фигурами такая возможность открылась, ею можно сделать ход.
Играющий сам решает, какими из фигур в серии и в каком порядке ему делать ходы.
Хотя бы один ход хотя бы одной фигурой в серии должен быть сделан.
Стоять «на месте» то есть пропускать серию ходов нельзя.
Ситуация пата: это ситуация в которой ни один ход играющим в серии невозможен, а король его не атакован. Игра закончившаяся патом считается сыгранной вничью.
Проигрышем считается получение мата, неявка на партию, опоздание на партию, грубое нарушение правил, отказ от продолжение начатой партии, сдача партии.
Во время партии партнер имеет право однажды до ответного предложения предложить ничью.
В любой момент партии партнер может сдать партию признав себя проигравшим.
Если позиция в партии повторилась три раза при праве на совершение серии тем же партнёром, партия признается закончившейся вничью При этом сделавший заявление о признании ничьей партнер не совершает своей серии ходов но представляет судьям запись этой серии в полном и точном виде.
Запись партии в Мерцающих шахматах ведётся алгебраической нотацией, серии обозначаются литерами «а» для белых и «б» для чёрных. Ходы в серии записываются через запятую в порядке их совершения. Шах обозначается знаком плюс «+», взятие обозначается знаком двоеточия «:».
Таковы в общем виде основные правила игры в Мерцающие шахматы (последовательная неприоритетная форма).

Рецензии

Здесь решается совершенно иная задача. Просто строго прописываются Правила игры без вздохов, охов и причитаний для тех, КТО ВООБЩЕ НЕ ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ. То есть для людей с обычными шахматами незнакомых. У меня более пятисот публикаций о Мерцающих шахматах и в абсолютном большинстве случаев - в том числе и на Ютубе - мы либо просто демонстрируем их, либо просто указываем - всё как в обычнывх шахматах за исключением одного правила - игра ведётся сериями ходов. Такая формулировка взята из урока истории геометрии. Все как у Евклида за исключением одного - пятого постулата - и возникает неевклидова геометрия. Разница между мерцающими и обычными шахматами примерно такая же как и в геометриях: евклидова хороша на Земле, но в космосе требуется неевклтидова. Мероцающие хороши на третьей ступени развития цивилизации а в 21 веке и дальше уже вовсю требуются мерцающие - вот они и открыты, как впрочем создана и обеспечивающая их понимание теория

То есть для людей с обычными шахматами незнакомых.
------------------
Таким тёмным людям (думаю, их немного) рассказывать о НОВЫХ шахматах бесполезно.

Я не считаю шесть с половиной миллиардов людей на планете "тёмными". Из всех известных мне "тёмным" именовали Гераклита из Эфеса. Это был один из самых замечательных мудрецов человечества.

Не знаю, доводилось ли Вам, но я лично десятки лет работал на улицах и потому имею довольно чёткое представление о том, как много дюдей у нас точно не имеют представления о шахматах. И это вполне объяснимо и никак не характеризует образованность этих людей. Как заметил мне один американец на улице в Урае (я спросил его - играет ли он в шахматы); В мире полно гораздо более интересных игр.

В Китае проживает один наш соотечественник, Евгений Колесников. Он живет там уже более 15 лет и периодически выкладывает интересные статьи, в которых рассказывает о разных аспектах жизни в поднебесной. В конце прошлого месяца его сын занял 2-ое место среди детей в городе Гуанчжоу. Месяц спустя Евгений Колесников разместил на своей интернет-страничке интересную статью о том, как в Китае готовят будущих шахматных королей.

"...Гуанчжоу – это шестой по численности город Китая, административный центр провинции Гуандун, самой богатой провинции Китая. Чемпионат проходил в одной из младших школ города с шахматной специализацией. Представляете, китайцы, у которых первый чемпионат страны по шахматам был проведен только в 1974 году (а членом ФИДЕ страна стала в 1975 году), желая добиваться высоких результатов в шахматах, открывают специализированные школы. В данном случае нас интересуют только шахматы, но для общего развития читателей сообщаю - в Китае подобные школы по разным видам спорта встречаются повсеместно (в них учатся дети от 5 до 9 лет). Школы гимнастики, настольного тенниса, шахмат, фигурного катания, бадминтона... Поступить в такие школы можно, как везде: либо одаренным, увлеченным детям, либо блатным. Конкурс огромный. Здание школы – в 6 этажей, в ней учатся 500 учеников. Тут везде шахматы! ВЕЗДЕ! На стенах, потолках и окнах классов - цитаты великих гроссмейстеров (типа: когда вы видите хороший ход, обождите, найдите тот, что получше), китайские мудрости, фото знаменитых шахматистов, классические партии. В классах - плазменные панели ТВ для разбора шахматных партий и просмотра турниров, над классными досками - флаги Китая. На школьном дворе - шахматное поле размером 8 х 8 метров. На нем детишки, облачаясь в наряды шахматных фигур, устраивают представления, у каждого своя роль-фигура. А пара лучших учеников класса руководят игрой, глядя на всё это действие со второго этажа здания школы, грозно и звучно раздавая фигурам команды. Представления открыты для посещения родителями, в такие дни народу приходит очень и очень много. При школе есть несколько отличных баскетбольных площадок, беговая дорожка (60 метров) с песочной ямой для прыжков в длину, гимнастический уголок, разные горки, карусели, качели... Есть здесь и свой маленький пруд с золотыми рыбками – всё по фэншую. Особое внимание в школе уделяется математике и знаете ещё чему? Лепке и рисованию объёмных предметов! Лепка, по мнению китайцев, развивает пространственное мышление и мелкую моторику, что особенно важно для развития интеллекта у детей. А ещё у детей много чтения. В школе висит портрет Максима Горького, увидев его, я почувствовал гордость за Россию и классика. Оказывается, знакомство с российской шахматной школой (а её китайцы крепко уважают – заявляю ответственно!) начинается с Горького, можете себе представить такой поворот?

Школа находится под патронажем Олимпийского комитета КНР и имеет статус резерва. Общеобразовательные дисциплины преподают опытные педагоги. Раз в неделю приезжает гроссмейстер или мастер спорта для проведения мастер-классов в каждом классе школы. В школе учат не только классическим шахматам, но и шашкам, китайским шахматам и игре го. За обучение в такой школе денег с родителей не берут. У школы есть дотация от города, Федерации шахмат Китая, Олимпийского комитета КНР и спонсоров. Китайцы давно поняли: спорт – это политика. Сильная страна не может быть слабой в спорте, и китайцы пытаются развивать все виды спорта. Где-то у них получается, ну а где-то надо ещё прилагать усилия, и не малые. Возможно поэтому на школьном дворе флагшток, на котором флаг Китая и флаг школы. В дни соревнований и по торжественным датам под гимн - поднятие флагов. Руководят этим процессом лучшие ученики школы. Вот такая мера поощрения. Подобные моменты, на мой взгляд, очень стимулируют, с детства вселяя гордость и уважение к флагу твоей страны. Согласитесь?


Хотя, должен заметить, в последнее время многие родители не отдают детей в школы, нанимая тренеров для индивидуальных занятий. В частности, успех Гордея на соревнованиях, когда он обыграл в том числе и мальчишек из этой школы - тому подтверждение. Стоимость частных занятий начинается от 200 юаней (ок. 33$) за час (уровень педагога - КМС) и 500 юаней (ок. 83$) за уровень педагога-гроссмейстера.


Шахматы в Китае нынче очень модны - спорт интеллектуалов. Начиная с 1991 года, когда Се Цзюнь (Пекин) стала чемпионкой мира и держала корону 5 лет, далее взяла её снова в 1999–2001 годах, задав темп и тон будущим победам китайской женской шахматной школы. И китайские шахматистки добились выдающихся результатов. Перечислю чемпионок мира среди женщин из Китая: Чжу Чэнь (Вэньчжоу) 2001-2004, Сюй Юйхуа (Цзиньхуа) 2006-2008, Хоу Ифань (Нанкин) 2010-2012, и с 2013 года - 20 летняя спортсменка держит звание чемпионки мира. У мужчин результаты скромнее.

У китайцев интересная система награждения для маленьких любителей шахмат: на всех соревнованиях награждают первые 8 мест. Кто увлекается Китаем, знает, цифра 8 считается в Китае счастливой, наверняка, именно поэтому китайцы так и поступают. С точки зрения любви к спорту – это тоже похвально, дети радуются успехам, родители - своему чаду. Самая маленькая возрастная группа участников – 6 лет, куда без проблем допускают и совсем маленьких. На подобные турниры в обязательном порядке приходят председатели шахмат уровней провинции, города и района. Статусность соблюдают очень высокую, при этом держатся все очень просто, с улыбкой. Гроссмейстеры также не обходят вниманием соревнования. В школе, о которой я пишу, занятия ведут сразу несколько гроссмейстеров. Представляете какое внимание оказывается детским шахматам? Соревнования разного уровня проходят в школе каждый месяц. На соревнования всегда выделяются новые комплекты шахмат: доска и фигуры. После турнира они передаются в детские дома и дома инвалидов, такая принята мера социальной поддержки. Такой ход мне представляется правильным, детишек всех возрастов нужно поддерживать, таланты детей-сирот и инвалидов также нужно развивать.


И на последок... В Китае, как и в России, 4 детских разряда. Приходишь на соревнования, получаешь автоматом 11-й разряд (по-нашему IV). Далее, уровни 10-9-й (аналог российского III), 8-5-й (II разряд) и 4-1-й (I разряд). Получение разряда - момент интересный, на его сдачу приходят «и стар и млад» без деления по половому признаку. Для получения 10-го разряда достаточно набрать 3,5 балла из 7 партий, а чтобы получить 9-й, надо набрать 5 баллов. Гордей, когда шёл на III разряд, набрал 5,5 баллов и занял в общем зачёте 6 место. За одни соревнования можно подняться на 2 уровня. Условно говоря, если у тебя 11-й уровень, можешь получить максимум 9-й, и так далее. Система присвоения разрядов, на мой взгляд, стимулирует к развитию. На II и I разрядах случайных людей нет.


Закаляют китайцы своих будущих чемпионов! Но ничего страшного, мы им дадим бой!


Кстати, на одной из фотографий, маленькая беленькая девочка, справа от 8-ми и 9-летних девчонок, на восьмом месте - моя доча Милана, ей 4,5 года... Гордей учит её играть в шахматы. И неплохо ведь учит!


Всем побед и позитива! Развивайте своих маленьких чемпионов!..."


Объёмные фигуры существовали в Индии с незапамятных времён: это была местная традиция. Ими играли во все виды гонок, в редкие военные игры, но они практически никогда не делились по рангам. Нет никаких предпосылок для деления совершенно одинаковых конических фишек таблана и чаупара на коней, слонов и прочие шахматные фигуры. Скорее всего, шахматные фишки обязаны своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы - сянци.


СЯНЦИ (象棋)

Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси» (象戏). Это ещё не сянци - от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет. Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси была квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон - во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.
Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), был советником династии Северная Сун. В его книге описаны также громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств - с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры.

Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. Оттиск с этого штампа приводится и в книге. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 - появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Жители Поднебесной, весьма охочие до всяких церемоний, и в игре вели себя подобным образом. Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал: «Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности» , а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки.
Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми.
В каждой армии было 17 фигур (в общей сложности 120). Император Чжоу находился в центре доски в знак уважения к Сыну Неба; у него не было армии и он не участвовал в сражении. В каждой армии были следующие фигуры:
* Один «Генерал» (Цзян) - ходил как ферзь в современных западных шахматах.
* Один «Адъютант» (Пян) - ходил как ладья в современных шахматах.
* Один «Офицер» (Бай) - ходил как слон в современных шахматах.
* Один «Дипломат» (Синь Рен - «герольд», «глашатай», «парламентёр») - эта уникальная фигура тоже ходила как современный ферзь, но не могла рубить или быть срубленной и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди славного войска.
* Одна «Катапульта» (Пао) - ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
* Один «Лучник» (Гонь) - ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
* Один «Арбалетчик» (Ню) - ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
* Два «Ножа» (Дао) - ходили на один пункт по диагонали.
* Четыре «Палаша» (Джиань) - ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
* Четыре «Всадника» (Ци) - аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.
По-видимому, в игре Любо недаром были многогранный кубик и жетоны, ибо эта система перекочевала и в сянси. Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа - бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход также следовал штраф. Если игрок атаковал своего союзника, вся эта союзная армия снималась с доски.
Игрок побеждал другое государство, если захватывал фишку Генерала, но и без этого мог выиграть, захватив более 10 других фишек. Если враг еще не потерял столько, а собственная армия игрока в ходе атаки теряла больше десяти, она сама удалялась с доски.
После игры следовал подсчёт, и игрок, который в конце игры захватил больше всех фишек, получал «питейную победу»: проигравшие пили особый напиток, который употребляли только за игрой. Если игрок захватил двух Генералов или взял в общей сложности 30 меньших фигур, он объявлялся «Гегемоном». Как только это происходило, остальные «государства» воздавали ему дань уважения… и пили ещё один круг.
Эти правила сегодня вызывают улыбку, ибо сразу вспоминается анекдот («А что, от меня должно шахматами пахнуть?»). Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).

В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8x8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. Удивительно, что за 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера - а затем отказались от этого.

Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян» 象, означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци» 棋, означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры. К тому же, «сянци» - не единственное слово для обозначения китайских шахмат. Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был умопомрачительной диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки и правда вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда, гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты. Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян 象 или сян 相. Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего - «канцлер», «министр», «главный советник». Эти два слова - омофоны с 600 г. н.э. и похоже звучали с 1000 г. до н.э. Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников», мудрецов, превратилась в «игру слонов».

Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти - чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку - иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.

В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур, примеры из практических игр, эндшпили и т.д.
Эти 10 советов (полезные в любой игре) таковы:

1. Следует страстно стремиться к победе.
2. Не следует вторгаться в позиции противника слишком налегке.
3. Атакуя противника, надо также защищать себя.
4. Иногда надо жертвовать частными интересами для взятия инициативы во всей игре.
5. Надо жертвовать слабыми фигурами, чтобы спасти сильные.
6. Находясь в большой опасности, надо пожертвовать бесполезную фигуру, чтобы выиграть всю игру.
7. Не следует двигать фигуры без размышлений.
8. Надо хвататься за возможность в правильный момент.
9. Если не можешь победить, надо избегать прямого столкновения.
10. В тяжёлые времена не следует мечтать о победе. Надо пытаться минимизировать потери, не теряя шансов на победу.

Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.

Что любопытно - количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) - идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью - пешка.
Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым - даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет - четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-??), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Летописи упоминают многих великих игроков, и перечислять их здесь не имеет смысла, лучше обратиться к брошюре «Культура сянци» , изданной Китайской Ассоциацией Сянци, которая переведена на русский и находится в свободном доступе.
Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). Стоит упомянуть, что в Индии к шахматам никогда не было такого трепетного отношения - там они всегда были чисто развлекательной игрой с оттенком созерцательной, медитативной практики. В Китае же существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй .
Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. В конце сентября 1930 г. в Гонконге состоялось первое в истории сянци командное первенство между игроками Восточного и Южного Китая. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу. Закончилось соревнование вничью: соперники оказались равны, а капитан команды Южного Китая, Ли Циньчуан, удостоился титула «Непобедимый игрок». В январе 1956 года Государственная Комиссия по Физкультуре и Спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных Турниров по сянци, Го и шахматам. Первым официальным чемпионом КНР по сянци стал Ян Гуанлин. В конце 1970-х начали проводиться и женские соревнования, и первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун.

Китайские шахматы сильно отличаются от известных нам международных. В них до сих пор используются плоские фишки с иерогифическим обозначением достоинства фигур. Красные фигуры играют против чёрных, причём, красные ходят первыми. Доска для сянци двусторонне симметрична, на ней 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий. Фигуры располагаются не в клетках, а на перекрестьях, шашечная разметка отсутствует. Начальная расстановка тоже весьма непривычная, и если первая горизонталь ещё похожа на европейские шахматы (разве что ферзей два - по обе стороны от короля), то пешечный строй разрежён и вынесен далеко вперёд, на четвёртую линию, а с тыла его поддерживают две «пушки» - эндемики дальневосточных игр, аналогов которых в международных шахматах нет.

Квадратный «пруд» игры Любо разлился в «реку» («хэ»), разделяющую доску на две равные половины: это нейтральная территория, фигуры в неё вступать не могут, могут только перейти (и то не все). Река расположена горизонтально, как великие реки Китая Хуанхэ и Янцзы, текущие в широтном направлении. На изображении реки обычно помещается надпись иероглифами: «Граница государства Хань» (т.е. граница Китая) и «Граница княжества Чу» (это китайское княжество в древности воевало с центральной властью). У каждой стороны имеется «дворец» - квадрат 3х3, где располагаются король (вернее, «генерал» и «маршал»: в сянци они зовутся по-разному: «цзянь» - у красных и «шуай» - у чёрных) и два «советника»; все трое не имеют права его покидать.

* Король ходит и рубит только по вертикали или горизонтали на один соседний перекрёсток (в пределах дворца, разумеется). При этом существует «правило оппозиции»: оба короля не могут находиться на одной вертикали, если между ними не стоит ещё какая-либо фигура. Нельзя даже делать ход, который приводит к такому положению. Цель игры - поставить мат неприятельскому генералу. Если игрок не может увести короля из-под шаха, закрыться или срубить атакующую фигуру, объявляется мат. Пат неприятельскому королю также приносит победу. «Вечный шах» запрещён, игроки не могут повторять позицию на доске более трёх раз.
* Советники («ши») ходят и рубят также только на один перекрёсток, но по диагонали в пределах дворца.
* Слон («сян»). Несмотря на одинаковое произношение, фигура называется «слоном» у синих и «министром» у красных. Слон в сянци тихоходный, ходит только по диагонали через одно поле на третье и не может пресекать реку. Несмотря на то, что доска для сянци одноцветная и в игре нет белых и чёрных полей, из-за особенностей передвижения вражеские слоны, даже перейдя реку, никогда не встретились бы.

* Конь или «всадник» («ма») ходит так же, как в международных шахматах, но при этом является линейной фигурой: он не скачет из начального пункта в конечный, а движется по маршруту в виде буквы «Г» (но не «L»!), и если путь заблокирован другой фигурой, он не может сделать такой ход.
* Ладья, которая называется «цзюй» («повозка»), ходит и бьёт абсолютно так же, как в традиционных шахматах.
* Помимо известных нам фигур, в сянци есть специфическая «пушка» («пао»), которая ходит как ладья, но атакует, только если между нею самой и её жертвой есть какая-либо третья фигура - её называют «экран» или «лафет». Хроники повествуют, будто эту фигуру придумал в год Баоинь (762 г. н.э.) Ню Сэньжу, автор трактата «Сюань Гуай Лю». Это, безусловно, была сильная идея. Эта непривычная (особенно для европейского шахматиста) фигура очень опасна: она дальнобойная, для неё не помеха другие фигуры, и уже с первых ходов она может начать атаковать неприятельскую крепость. Достаточно в начале партии необдуманно увести ладью - и пушка сразу рубит коня. Правда, обычно так не делают: в начале партии пушка заметно сильнее коня, а ближе к эншпилю, когда доска расчищается, пушка становится менее ценной, так как для удара ею трудно найти лафет. Впрочем, всё равно пушечный удар часто решает судьбу всей партии.
* Пешек всего пять с каждой стороны, при этом чёрные зовутся «цзу», а красные - «бин». Каждая ходит на один перекрёсток вперёд и так же рубит. Пешка не превращается, но перейдя реку, приобретает возможность ходить и рубить на одно поле в сторону. Достигнув последней линии, она может ходить только в стороны.
В силу специфики ходов сянци, для ухода из-под шаха игрок имеет две дополнительные возможности, отсутствующие в шахматах:
* Можно закрыться от шаха конём: конь в сянци не «прыгает», поэтому фигура, поставленная между атакующим конём и королём, закрывает от шаха.
* В случае шаха пушкой игрок может защититься, удалив «лафет» или наоборот - поставив между пушкой и королём ещё одну фигуру - через две фигуры пушка не атакует.

В России описание игры в китайские шахматы было впервые опубликовано в 1775 году секретарём русского посольства в Пекине А.Л.Леонтьевым («Описание китайской шахматной игры, от секретаря Леонтиева»). Комплекты для игры привозили из Китая как сувениры, но широкой популярности игра не получила: сянци требуют не только минимального знания иероглифики (одинаковые фигуры у обоих игроков помечены разными значками), но и умения свободно различать все иероглифы в перевёрнутом виде, поэтому научиться в них играть европейцу довольно сложно, даже если это адаптированный вариант, где фигуры подобны шахматным или вместо иероглифов нарисованы понятные пиктограммы. Многие предлагают заменить иероглифы на символы или объемные фигуры, как в большинстве шахмат. Но по мнению любителей сянци впечатление от игры в таком случае сильно меняется - примерно то же самое, что есть ложкой и вилкой вместо палочек. При этом надо учесть, что и литературы по теории китайских и корейских шахмат на русском языке практически нет. Эпизодические публикации в периодике носят ознакомительный характер. В последние годы много сил пропаганде сянци в России отдаёт известный любитель китайских шахмат Л.У.Кислюк. Существует Российская федерация китайских шахмат сянци .

В Китае же, наоборот, сянци страшно популярны, набор есть в каждом доме, в любую погоду на улице можно увидеть играющих людей. Есть в сянци свои легендарные мастера и знаменитые чемпионы (Си Сясун, Доу Гуожу, Су Дацинь, Чжу Тянцуй, Ту Тиньминь, Ху Ронхуа и другие), а учитывая численность китайцев в стране и за рубежом, ещё не известно, у какой игры больше сторонников в планетарном масштабе - у сянци или у международных шахмат.

Существуют даже сянци для троих игроков. Что любопытно - «река» сохранилась и там. Этот вариант возник во времена Троецарствия и носит название «Игра трёх друзей».

Активным пропагандистом сянци на Западе является выходец из Гонконга экономист Дэвид Х. Ли, издавший на английском первое серьёзное учебное пособие по китайским шахматам. В 1998 году его книга «Генеалогия шахмат», где изложен весьма нетрадиционный взгляд на происхождение шахматной игры, стала Книгой года по версии журнала «Games». Однако его жёсткая критика и демонстративная неприязнь к европейским шахматам у многих вызвали раздражение. Китайские гроссмейстеры сянци вообще смотрят на традиционные шахматы с некоторым недоумением: их раздражают ураганный темп игры, рокировка и подавляющее всех и вся могущество ферзя (тот же Дэвид Ли презрительно именует шахматы не иначе как «Куин-Ци» - «Игра королевы»). Китайцы не могут взять в толк, почему король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных, и почему королеве даны такие неограниченные права, а прочие фигуры играют роль жалких ассистентов.
Надо сказать, шахматисты в этом отношении платят сянци взаимностью: их раздражают черепашьи ходы китайских фигур, витиеватая система дебютных построений и, как нетрудно догадаться, отсутствие ферзей. Как только шахматисты знакомятся с сянци, они спрашивают, где тут ферзь, и получив ответ в стиле «Арфы нет, возьмите бубен», в лучшем случае смеются, а в худшем - обижаются.

Строго говоря, правы и неправы обе стороны. В некотором роде шахматы - действительно «игра одной фигуры»: незапланированная потеря ферзя в шахматах почти всегда означает проигрыш. Но когда жертва ферзя приводит европейцев в священный трепет, китайцы лишь недоумённо пожимают плечами: в сянци нет такого дисбаланса, и победа может быть достигнута только согласованным действием всех фигур. Доска в сянци 9х9 (даже 9х10, считая реку), в ней 90 пунктов, фигуры ограничены по сравнению с шахматными, поэтому в китайских шахматах нет позиций, где игрок контролирует всё поле сразу. Игра тактически намного динамичнее традиционных шахмат, в ней возникают мощнейшие связки, каждый ход сильно меняет ситуацию на доске и вынуждает противника искать немедленный ответ, здесь нельзя, как в классических шахматах, отсидеться за пешечным строем, перегруппировать свои войска тихими ходами и подготовить массированную атаку. В сянци редко наступают и защищаются всем фронтом, боевые операции проводят летучие отряды из двух-трёх фигур в тесном взаимодействии друг с другом при поддержке танков и артиллерии, потому здесь очень редки партии длительностью более часа. Собственно, партия в сянци вся напоминает ажурный, сбалансированный миттельшпиль с большим количеством фигур. Удивительная игра, достойная родственница классических шахмат.
Вряд ли эти две системы удастся помирить в ближайшем будущем.



*

Последние материалы раздела:

Jove (Джов, Константин Ладанин) - видеомейкер World of Tanks, гайдодел и вододел, стример Гайды от джова по сталкеру
Jove (Джов, Константин Ладанин) - видеомейкер World of Tanks, гайдодел и вододел, стример Гайды от джова по сталкеру

Здравствуйте уважаемые игроки worldoftanks 1.0.0.3 Предлагаем Вам скачать и использовать прекрасную сборку от знаменитого Джова! Перед вами новый...

Как хорошо играть в World of Tanks (WoT)?
Как хорошо играть в World of Tanks (WoT)?

Каждый, кто читает этот текст, решил начать играть в отличную, а по мнению миллионов игроков со всего мира, легендарную игру - World of Tanks....

Что ожидает игроков World of Tanks?
Что ожидает игроков World of Tanks?

Здравствуйте, дорогие друзья. В мире онлайн-игр всевозможные симуляторы уже давно занимают весомое место, но, пожалуй, никакой симулятор ведения...